Эксперт об арт-объектах Тюмени: "Без искры, без авторства"

05.12.2018 16:26

Эксперт об арт-объектах Тюмени:

Что такое арт-объект? Согласно "Викисловарю", арт-объект - это объект искусства, вещь, которая представляет не только материальную, но и художественную ценность. Много ли в Тюмени арт-объектов, имеющих отношение к искусству?

За комментарием мы обратились городскому художнику из Владивостока, экс-главному художнику администраций Владивостока (2010-2014) и Южно-Сахалинска (2017) Павлу Шугурову. Как оказалось, Павел недавно был в Тюмени. Своими наблюдениями и размышлениями известный приморский художник поделился с редакцией "МегаТюмени". Ему слово.

"Этим летом я впервые побывал в Тюмени на фестивале «Точка сборки», - рассказывает Павел Шугуров. - Меня, как бывшего чиновника – начальника отдела городского дизайна Владивостока, потом Южно-Сахалинска, искренне поразила Тюмень своим благоустройством. До этого я был во многих городах России, в том числе с тем, чтобы перенять опыт: Казань, Сочи, Екатеринбург… но в Тюмени я понял, что надо было сразу ехать сюда, причем всей командой мэрии.

Все гордятся изысками дизайна, у вас же – нечто более важное – верный и возведённый в систему подход к благоустройству. Например, ремонт дороги начинается с ремонта ливнёвки. Но на фоне хорошо сделанных дорог с велодорожками, набережных, парков особенно заметно отсутствие качественного художественного благоустройства. Как в квартире с хорошим ремонтом особенно заметна пошлость плохой живописи, какой-нибудь дешёвой репродукции в рамке. А ведь сейчас это, не побоюсь сказать, самое важное. Это десять лет назад, встречая по одёжке, человека оценивали, насколько дорого он одет: обращали внимание на качественные ткани, аккуратный пошив. Сейчас всё это осталось, но главный критерий – насколько все креативно, оригинально.

Хипстеры рулят. Можно в лохмотьях ходить, если умеешь это подать. Или посмотрите на модные кафе – ободранные стены, паллеты вместо столов. Креативность города сейчас, как ни парадоксально, важнее благоустроенности. А вот с креативностью в Тюмени проблема.

Арт-объектов много: в каждом сквере, парке присутствуют некие формы. Но практически все они вторичны, без искры, без авторства. Удивляет и отсутствие уличного искусства. А ведь это живой голос улиц! Такое ощущение, что сделали благоустройство, а теперь хотят выгнать людей, потому что люди только пачкают и ломают всё… Да, это так, люди изнашивают среду, но ведь ради людей её и благоустраивают.

В общем, Тюмени есть, куда расти в творчестве. А творчество – это, прежде всего, влюблённость: что-то переосмысливая, человек сживается с этим, сродняется. И здесь самое главное – это авторство.

Необходимо стимулировать именно местных авторов, поддерживать их, давая все более масштабные проекты. Именно конкретное авторство делает произведение искусством. Конечно, это страшно для чиновников – сделать заказ на продукт авторского мировоззрения, легче – найти в Интернете готовое решение из другого региона с предсказуемой реакцией электората. Но, к сожалению, это, выражаясь чиновничьим языком, - нецелевое использование бюджета, потому что уже не искусство, не арт, не креатив".

Из современных арт-объектов, по мнению редакции "МегаТюмени", в лучшую сторону можно выделить "Тапки" на Цветном бульваре, скульптуры из металлолома с острова Белый у бизнес-центра "Петр Столыпин", дом в виде "книжной полки" во дворе гимназии № 5.

Эксперт об арт-объектах Тюмени:

Судя по фотографиям в соцсетях, многим нравятся "звери" в парке "Затюменский", но вот их стоимость совсем не радует! На оказание "услуг по изготовлению уличной мебели, арт-объектов и навигационных указателей", по информации эксперта по закупкам Виктора Нестерука, было потрачено более 25 млн рублей. Вообще-то, в Затюменском парке все дорого. Там даже урны, согласно закупкам, стоят от 7,4 до 18 тысяч рублей за штуку.

Эксперт об арт-объектах Тюмени: Не знаем, во сколько бюджету обошлось слово "Счастье" (с набережной перекочевало на площадь 400-летия Тюмени) в честь 431-й годовщины со дня основания города, но эти затраты, на наш взгляд, были абсолютно бессмысленными. Очевидно, взяли идею у пермяков ("Счастье не за горами"), и чтобы не повторяться, оставили одно слово, которое само по себе вообще не несет никакой смысловой нагрузки, в отличие от пермского варианта, где и место выбрано идеально.

Эксперт об арт-объектах Тюмени:

Сомнительным "произведением искусства" оказался и арт-объект в виде герба Тюмени. Такое "творчество" обошлось городской казне, по информации Виктора Нестерука, в 720 400 рублей. Герб установили на против дома № 94 по улице Республики, но вскоре демонтировали.

А как вам пластиковое "Дерево счастья" на месте кустов сирени, которые, по словам старожилов, были посажены в начале XX века? Впрочем, для Тюмени, где уже более 10 лет активно избавляются от зелени, это довольно символично.

Вот еще один комментарий эксперта. Мы пообщались с директором по развитию Московского музея дизайна Ольги Дружининой. Эксперт пояснила, что у нас не так с оформлением города.

"Город ведь не строится одномоментно, в нем есть старые дома XIX века, деревянное зодчество, есть новостройки и авангардные здания, - поясняет Ольга Дружинина. - То есть, городское пространство очень сложное, и когда в него что-то внедряется, с этим нужно быть очень аккуратным и смотреть, как тот или иной объект будет сочетаться со всем остальным. Если вы заметили, в европейских городах очень часто на старинных площадях ставят различные современные объекты. Они не броские, могут быть зажатыми, но при этом ты понимаешь, что они не нарушают существующий ансамбль. Этим объектом может какая-то лавочка или несколько лавочек, но при этом они не разрушает общий вид. Те же лавочки в исторической части города не должны оттягивать на себя внимание. Это сложная работа, больше всего она касается архитекторов, которые мыслят крупными пространствами. Дизайнер подключается уже на технической стадии.

Если мы говорим о городе, у которого есть своя история, в том числе визуальная, нужно быть очень аккуратными. Главный принцип тут должен быть как у врача - не навреди! В городах, которые были построены в наше время, в районах с новой застройкой творчество может быть уместно. В то же время нужно понимать, что с точки зрения креатива этот объект не должен быть броским, притягивающим внимание. Если мы говорим о дизайне, то хороший дизайн - в его отсутствии. Он не должен бросаться в глаза. Если он бросается в глаза, как розовый диван со стразами, это не дизайн, а антидизайн.

Сейчас стирается грань между дизайном и современным искусством, тем не менее задача дизайна задача остается функциональной: если это лавочка, то она должна быть удобной не зависимо от того, где она стоит и как она выглядит. Поясню на примере: если та же лавочка ставится в парке, то она должна быть со спинкой, потому что в парк приходят не на пять минут. Если же лавочка ставится в людном месте, то имеет смысл сделать ее без спинки, чтобы на нее можно было садиться с двух сторон. То есть, такая лавочка должна быть максимально удобной для короткого отдыха и для большого количества людей.

Что касается архитектуры и встраиваемых арт-объектов, главным здесь является послание, идея автора. У арт-объекта должен быть смысл. Это должна быть не просто какой-то яркий объект, в который ты упираешься взглядом и не понимаешь, почему он здесь стоит".

Кстати

Во время подготовки этого материала, мы официально обратились к двум известным тюменским дизайнерам. К сожалению, они отказались от комментария. И тоже дает повод задуматься об истинном положении дел с оформлением города.

Фото ria.ru, goutmk.ru, tumenpro.ru

Статьи по теме:

Источник

Читайте также